dark metal
похожие жанры: dark metal, black metal, gothic metal, doom metal, metal, death metal, melodic black metal
Дарк-ме́тал (также дарк-, англ. dark metal, от dark — «темный») — - музыкальное направление, подстиль метала, впервые появившийся в конце 80-х и сформировавшийся к 1994 году. У дарк-метала нет единого очага возникновения. Первые альбомы этого направления можно обнаружить в Германии, Бразилии, Греции, США, Швейцарии и других странах. Дарк-метал чаще всего характеризуется сочетанием элементов агрессивных подстилей металической музыки: блэк-, дэт- и дум-метала с оккультной «ритуальной» атмосферой. Лирика, как правило, обращается к темам оккультизма, отчаяния, суицида.
Музыкальная составляющая
В целом, дарк-метал можно назвать менее тяжелым и сложным технически, но более эмоциональным, чем другие подстили экстремального метала. Как правило, это среднетемповая музыка с низким строем гитар, основанная на четко прорисованных гитарных риффах (в отличие от блэк-металлического тремоло) с минимумом соло, с клавишной поддержкой, используемой преимущественно на бэкграунде и с вокалом где-то между скримом и гроулом, но четко артикулированным. Бластбит используется не всеми командами и не является определяющей чертой стиля. Дарк-метал не имеет деления на поджанры в связи с невысокой популярностью и существенными различиями между музыкой немногочисленных представителей.
Развитие
Историю жанра можно проследить от работ Hellhammer, впоследстии Celtic Frost (особенно показателен альбом «Into The Pandemonium» 1987 года), первых дисков King Diamond, дебютных работ в стилистике дэт- и блэк- метала. На формирование жанра оказало влияние подъем популярности классического дума (Candlemass) и готической субкультуры в конце 80-х. Изначально, дарк-метал был не-скандинавским вариантом экстремального направления, включавшего в себя прото-блэк и прото-дэт. Дэт-метал частично обособился в отдельный стиль еще в середине 80-х, блэк сделал это к началу 90-х, сохранив больше близких черт с дарк-металом. Но в отличие от быстрых северно-европейских команд, дарк-металические группы были ориентированы на создание мрачной атмосферы ритуалов, магии и оккультизма, нередко разбивая музыку мрачными акустическими фрагментами, пугающими клавишными эффектами, «потусторонними» сэмплами, песнопениями, декламациями и т.д. Развитие стиля шло обособленно, фактически, каждая команда вырабатывала свое звучание самостоятельно, без оглядки на остальных, и объединены в одну виртуальную сцену группы будут позже. «Золотым периодом» дарк-метала можно считать промежуток между 1994-1996 гг., содержащий все основные работы жанра. Альбомами, определившими лицо стиля и наиболее точно представляющими «образцовый» дарк-метал, можно назвать «Dark Metal» от Bethlehem и «Ceremony of Opposites» Samael.
История и примечательные исполнители
Первопроходцами, выпустившими запись в рецензируемом направлении, можно считать швейцарский Samael с демо-записью «Into the Infernal Storm of Evil», появившейся в 1987 году. Год спустя выходит их EP «Medieval Prophecy». Название третьего релиза («From Dark to Black») отражает соотношение составляющих в музыке Samael: дарк-метал формируется в более стандартный, уже оформившийся медленный блэк-метал 1991-1992 годов. В 1994 Samael вновь выпускают необычную работу «Ceremony of Opposites», представляющую из себя смесь дарк-метала с четким, почти индустриальным звучанием. Следующие альбомы, «Rebellion» и «Passage», продолжают эту линию, с более мягким звучанием и увеличением элементов индастриал. Конец тысячелетия ознаменовал уход группы в электронную музыку. Возвращение к дарк-металу происходит на альбоме «Above» (2009).
Другой командой, стоявшей у истоков жанра, можно назвать греков Rotting Christ. Изначально играя смесь из грайндкора/дэт-метала (первая лента датирована 1987 годом), в 1989 группа выпускает промо- «Satanas Tedeum», содержащий дэт-блэк с четкими, неразмытыми рифами, фрагментарным использованием клавиш с переходом на медленную, мрачную игру. Эта и следующая демка «The Dawn of Iconoclast» содержали еще множество «анахронизмов» дэт-треша. Полноценный альбом 1991 года «Passage to Arcturo» (иногда проходит как EP) – тот же дэт-трэш не только с эпизодическими клавишными, но уже и с заметными думовыми вкраплениями. Стиль группы более наглядно можно отследить по «Thy Mighty Contract», добротно записанному симбиозу из дэтовой мощи, редких атмосферных клавишных, и блэк-дума в равных пропорциях. Два следующих альбома существенно ничего не поменяли, только несколько сгладив звучание и обозначив потерю в мощи. Начиная с 1997 года, команда играет более мелодичную музыку (с влиянием готики, продюсером одного из альбомов выступил Кси из Samael), а в новом тысячелетии возвращается к блэковому звучанию, однако, материал быстрее ранних работ и ближе к стандартному симфо-блэку. Под влиянием ранних записей RC (или параллельно им) многие местные группы выработали схожую манеру, так называемый «греческий саунд». Среди них можно назвать Varathron и Zemial (одногодок RC), Nightfall, Necromantia, и младшие команды, такие как Nergal и Kawir.
Необычный подход к жанру демонстрируют итальянцы Monumentum, заявившие о себе в 1989 году с демкой «Musaeum Hermeticum» (и имея в активе репетиционную запись), часть которой войдет на совместный мини-альбом с RC 1991 года. Медленная печальная музыка с «рыдающим» голосом фронтмена (и единственного постоянного участника) Роберто Маммарелло, по настройке гитары слегка напоминающая блэк. По-настоящему группа раскрылась лишь с выпуском в 1995 году «In Absentia Cristi», атмосферного, абсолютно неагрессивного дарк-метала, наполненного сэмплами, посторонними звуками, этническими заимствованиями (возможно, влияние Dead can Dance). На альбоме спел приглашенный вокалист Андреа Занетти, что сказалось только на качестве исполнения, но не на манере пения. На выпущенном в 2002 году альбоме превалируют готика и эмбиент.
Еще одной старой группой в данной стилистике можно считать чехов из Root, со своего появления в 1987 и по 1995 год игравших в направлении, инспирированном Candlemass и Bathory. Этот период творчества Root можно назвать наиболее близким к классическому дарк-металу. Однако постепенно их жанр эволюционирует к более эпичному звучанию, сохраняя элементы блэка, но увеличивая влияние классического дума и хэви-метала. Образцовыми работами нового периода можно считать «The Book» и «Kargeras» 1996 – 1999 гг. Последний на данный момент альбом «Daemon Viam Invenient» (2007) представляет вниманию слушателя материал, сохраняющий блэковую экспрессию и эпический метал в духе Candlemass, Manilla Road и Solitude Aeturnus.
Более поздними командами являются польские Christ Agony и швейцарцы Alastis, которые выпускали свои альбомы практически параллельно. В 1990-1991 вышли первые записи, а к концу 1992 были готовы дебютные альбомы. Christ Agony на «Unholyunion» представляют еще несформировавшуюся смесь из медленного и сырого дэт-треша по мотивам ранних Celtic Frost. Следующие альбомы 1994 и 1996 годов демонстрируют блэк-метал с чистым гитарным саундом, использованием акустической гитары и частыми сменами ритма. Используется как скриминг, так и чистый бэк-вокал. В 1997 году группа выпускает «Trilogy», состоящий из двух частей. Мрачный и гипнотичный метал с электронными фишками доминирует на первой, сырой дэт-дум – на второй. Дальнейшее развитие группы связано с переходом к более грязному трэшовому звучанию и увеличению влияния электронной музыки, хотя гитарный саунд будет по-прежнему доминировать. В 2005 году группа восстанет из пепла под новым названием «Unholy Union», представив добротный симфо-блэк с аллюзиями к первому альбому. Alastis, часто сравниваемый со старшими соотечественниками из Samael, являет собой симбиоз из среднетемпового дарк-метала и дэта ala Tiamat. Лишь в более позднем творчестве им удалось уйти от клише «клонов», с альбомами «Revenge» и «Unity» (в первом из них поучаствовал фронтмэн Moonspell). Это прямолинейный, но красивый дарк со значительной ролью синтезаторов.
Относительно молодой, но наиболее известной командой рассматриваемого стиля являются португальцы Moonspell, стартовавшие под вывеской Morbid God в 1991 и выпустившие по 1992 две демо-пленки. В 1993 название было изменено. Если сингл «Goat on Fire / Wolves From the Fog» являл собой дарк-метал в чистом виде, т.е. медленный атмосферный блэк с чистым гитарным звуком, то EP 1994 года переполнен влиянием португальской фолк-музыки и стал наиболее самобытным произведением группы. Альбомы «Wolfsheart» и «Irreligious» (1995-1996), хотя и принесли группе мировую известность, более эклектичны, являя собой блюдо из дум-, блэк-метала и фолк-влияний. Начиная с релиза «Sin/Pecado», Moonspell отошли от агрессивного звучания к ориентированному на Depeche Mod и готику стилю. Альбом-возвращение-к-корням, «Memorial», тем не менее, не оправдал анонсов, будучи сделанным в стиле атмосферного дэт-метала. Лишь «Night Eternal» становится неким возвращением к классическому звуку начала 1990-х. Продолжением дела классических Moonspell во второй половине 90-х можно считать единственный альбом Daemonarch (1998), сайд-проекта участников группы, где мрачность команды-прародителя сочетается с активным использованием клавишных и агрессией дэт-метала.
Немцы Bethlehem часто награждаются титулом «самой мрачной группы в мире». Фактически одногодки Moonspell, они выработали наиболее эклектичную (и в тоже время самую необычную) манеру в жанре. Первые релизы датированы 1992-1993 гг., и, как и дебютный альбом (название которого, возможно, и дало имя всему стилю), содержат смесь из экстра-медленного «похоронного» дума и только появившегося блэка. Черная монотонная музыка, посвященная оккультизму, добровольному уходу из жизни – вот лучшая характеристика раннему Bethlehem. Следующие за ним «Dictius Te Necare» и «Sardonischer Untergang Im Zeichen Irreligioser Darbietung» (1996, 1998) более экспрессивны и разнообразны, наполнены посторонними шумами, декламациями, низкочастотной акустикой. Эмоциональность подчеркнута истеричным блэковым вокалом (иногда – почти плачем). Дальнейшие работы не настолько яркие, роль металлической составляющей уменьшена в пользу индастриала.
Еще одной немецкой командой, исполнявшей дарк-метал на стыке среднетемпового дэт- и блэк-метала, были Eminenz. Их альбомы более уравновешенны и осторожны.
Нельзя забыть про Mistifier, ставших гуру южноамериканского блэка и в своей музыке полностью следовавшими канонам дарк-метала. Среднетемповая, подчеркнуто ритуальная, оккультная музыка Mistifier, сопровождаемая к тому же вокалом, которому больше всего подошло бы определение «жреческий», до сих пор имеет огромное влияние на (прежде всего) бразильскую сцену.
Своеобразная современная трактовка стиля у Narjahanam - медленно, очень по-восточному мелодично, с «подкачивающими» риффами и вокалом на арабском, выглядящим настоящими заклинаниями.
Близкие стили
Стилями-соседями дарк-метала можно назвать современный дум-блэк, меланхоличный симфо-блэк, некоторые вариации пост-дэт-метала и греческий блэк-метал. В близкой манере играли ранние Lux Occulta, Thorns, Radigost, Katatonia, ранние Master’s Hammer, Empyrium, Agalloch, Evol, Nebiros. Приметы стиля можно найти на демке Ulver «Vargnatt». В России к началу 90-х были нетипично медленные Вой.
Популярность
На данный момент фактически не выделяется в отдельный стиль. Cовременные команды приходят к дарк-металу через совмещение дум, блэк- направлений или эксперименты с тяжелой «металлизированной» готикой (одной из таких стала Ajattara, команда экс-вокалиста Amorphis). Общее развитие – через блэк-металические дебюты и разнообразие эклектики среднего периода к электронному звучанию. К середине 2000-х можно обнаружить постепенное возвращение ведущих дарк-металических команд к своему классическому звучанию. Очень часто блэк- или дэт-металические группы заходят на территории дарк-метала. Примером этому могут служить «God of Emptiness» от американской команды Morbid Angel или кавер на классическую блэк-металическую композицию «Freezing Moon» (авторства норвежцев Mayhem), исполненный польской командой Vader в дарк-металическом ключе. Альбом «Anti God, Anti Christ» от американской дэт-металической команды Acheron так же близок к дарк-металу.
ТОП жанра «dark metal»