"Леонид Утёсов"
"Леонид Утёсов"
Гоп со смыком
автор:
Леонид Утёсов
жанры: jazz
альбомы: Неизвестный Утёсов, Полюшко-поле: Репертуар 1937—1938, С одесского кичмана…
- Текст
- Открытка с текстом
- Вот так я хожу по городе и нникто не знает кто я такой... - Дядька! - Шо такое? - Кто ты такой? - А вы мине не узнали? - Нет. - Я же ж Гоп-со-смыком! - А-а-а! - Так по этому поводу: Жил-был на Подоле Гоп-со-смыком - Славился своим басистым криком. Глотка была прездорова И мычал он, как корова, А врагов имел - мильен со смыком! Гоп-со-смыком - это буду я, я! Вы, друзья, послушайте меня: Ремеслом избрал я кражу, Из тюрьмы я не вылажу, Исправдом скучает без меня! Ой, если дело выйдет очень скверно И мене убьют тогда, наверно, В рай все воры попадают, Пусть, кто честный - их все знают - Нас там через черный ход пускают. В раю я на работу тоже выйду, Возьму с собой я фомку, шпалер, выдру. Деньги нужны до зарезу, К Богу в гардероб залезу - Я его намного не обижу! Бог пускай карманы там не греет. Что возьму - пускай не пожалеет! Слитки золота, караты, На стене висят халаты... Дай Бог нам иметь, что Бог имеет! Иуда Скариотский там живет, Скрягой меж святыми он слывет. Ой, подлец тогда я буду - Покалечу я Иуду, Знаю, где червонцы он кладет!
Вероятнее всего, песня написана в Киеве в начале 1920-х годов в криминализованной среде бывших семинаристов или низшего духовенства. Первые записи относятся к середине 1920-х. Семинаристское происхожднение выдает эрудированность авторов в богословии, ирония над святыми и тема пьянства. В пользу именно Киева свидетельствуют распространенность зачина "Родился на Подоле Гоп-со-Смыком" (Подол — район в Киеве) и наличие украинизированных вариантов песни среди наиболее ранних известных ее вариантов. Одним из источников могла быть песня "Я парень фартовый…" о судьбе махновца - вариант более ранней песни о грабителе и убийце "Я родился быть фартовым…".
Леонид Утесов, благодаря которому песня получила широкую популярность, исполнял ее в 1928-29 гг. в ленинградском Театре сатиры в спектакле о жизни железнодорожных воров "Республика на колесах" по пьесе Я. Мамонтова. Утесов там играл главаря шайки Андрея Дудку - "президента республики на колесах". Там же Утесов пел "С одесского кичмана". К тому же периоду творчества Утесова относятся "Бублики". Дальнейшему распространению песни способствовала ее запись Утесовым на грампластинку в 1932 году.
Предполается, что автором текста (а также автором текста "Мурки") мог быть одесский поэт Яков Ядов - автор текста "Бубликов" (в таком случае, песня должна была быть написана в Одессе), но доказательств этому нет.
ГОП - это ещё дореволюционный термин от "Городского общества призрения". Отсюда же берут свое название более поздние "гопник" и "гопота". Слово получило много значений в блатном языке: "воровская группа", "ночлежка", "притон", "место тайной продажи спиртного", "цепочка от карманных часов"; "гопать" - ночевать на улице, а "гопник" - не только хулиган и оборванец, но и грабитель. Особенно, если судить по литературе, слово было популярно в Одессе.
Согласно «Толковому словарю» Даля, "гоп" - это «прыжок, скачок или удар». «Смык», по тому же Далю, — синоним слова «шмыг» и образован от глагола «смыкнуть» («шмыгнуть»). То есть «гоп со смыком» — мгновенный наскок и быстрое исчезновение нападающего. Это характеристика двух воровских «специальностей». Первая — «гоп-стоп», т. е. уличный грабёж «на испуг», когда преступник налетает на жертву, грабит её (часто с избиением) и исчезает. Вторая — квартирная кража без предварительной подготовки, которая ещё называется «скачок».
На жаргоне "смык" также означает - "воровская семья, группа".
Песня пользовалась в блатной среде огромной популярностью, имеет несчётное количество вариантов и подражаний.
И на воле возникали её «агитационные» варианты - своеобразные отклики на сиюминутные события, например, на конфликт с японцами и финнами:
Я е.у японца в ж..у
И на.ру на всю Европу!
Сунетесь - и вас мы разъ…м!
И из времен Отечественной войны:
Узловую станцию мы взяли - ага!
Прикурить и выпить немцам дали - ага!
Слабо гадам не спустили,
Триста тысяч уложили -
Хватит им теперь на целый год!
Так что песня не простая, а, можно сказать, украшение русского фольклора.